Вечный и натуральный природный камень

Природный камень - символ прочности и долговечности. Не горит, не ржавеет и не гниет. C течением времени лишь приобретает особый шарм состаренного веками "вечного" материала. Камень завораживает своей неповторимостью, - чем дольше вглядываешься в его сложный, вроде бы хаотичный узор, тем труднее оторваться. Люди используют камень в быту с незапамятных времен. Сначала появились примитивные поделки, затем орудия труда, оружие. С возникновением городов камнем стали мостить улицы, вскоре из него уже возводились дома и храмы. Если говорить о разновидностях природного камня, то их насчитывается более 8000. Чаще других в строительстве используют мрамор, гранит, лабрадорит, сланец, песчаник и известняк. Сегодня сфера применения камня очень широка: наружная облицовка зданий, в интерьере - отделка стен и пола, изготовление каминов, колонн, столешниц, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур.
Коммерческое название камня обычно включает обозначение его цвета, месторождения и принадлежности к определенной породе (например, гранит Balmoral Red, Финляндия - сорт красного гранита). При выборе породы в каждом конкретном случае руководствуются прежде всего физико-механическими свойствами материала. Так, при облицовке зданий требуется высокое сопротивление камня переменному температурному воздействию, при использовании на полах и лестницах - стойкость к истиранию и ударам и т.д.
Капризное желание выполнить кухонный стол из мрамора быстро приводит к огорчениям: пролитая чашка фанты или кофе впитывается в поверхность изделия и оставляет на ней нестираемое пятно. Полированный мрамор боится кислот и щелочей, поэтому оптимальный материал для кухонного топа - гранит.
Натуральный камень недаром считается эксклюзивом - даже искусные современные имитации (керамогранит, подражания на основе смол и цемента) не способны в полной мере заменить "живой" материал. Природа одарила его поистине неповторимыми рисунками и оттенками, так что каждое изделие из него буквально обречено на уникальность.
Породы натурального камня
Горные породы, в зависимости от своего происхождения, делятся на три основных вида:
Магматические, или вулканические - к их числу относятся граниты, сиениты, диориты, габбро, лабрадориты, вулканические туфы, тешениты, гранитогнейсы и др. Представляют собой застывшую в недрах или на поверхности земли магму.
Осадочные (песчаники, известняки, доломиты, гипсовые камни) - породы, образовавшиеся в результате осаждения на земной поверхности или на дне естественных водоемов органических и неорганических веществ.
Метаморфические - мрамор, мраморизированные известняки, сланцы, кварциты, гнейсы. Это породы, измененные под воздействием высоких температур и давления.
Современные дизайнеры и архитекторы все чаще совмещают в интерьере не только различные цвета одного камня, но и несколько разных пород. Логично соединяются близкие по тону материалы, например Carmen Red - "Жильтау" (граниты розовых и красных оттенков), или, наоборот, контрастные: Bianco Carrara или Thassos - Nero Marquina (белый и черный мрамор). Впрочем, до сих пор не любое сочетание цветов, присущее местным орнаментам, безоговорочно принимается другими народами. Скажем, яркие цвета, характерные для южан, в том числе соседство бежевого с темно-зеленым, не очень нравятся россиянам, предпочитающим мягкие пастельные тона и плавные цветовые переходы. Сочетаемые в одном интерьере камни разных пород должны иметь схожие механические характеристики. Грубой ошибкой будет, например, совмещение в облицовке пола мраморных и гранитных плит: мрамор нестоек к истиранию и сильно царапается при попадании частиц песка, а гранит абсолютно к ним "равнодушен".
Для природного камня, применяемого в строительстве, важны такие характеристики, как прочность, долговечность, обрабатываемость, истираемость, пористость, хрупкость, морозоустойчивость и декоративность. Горные породы подразделяются на прочные (граниты, базальты, кварциты, гнейсы), средней прочности (туфы, мраморы, известняки, песчаники) и мягкие (гипсовые породы, известняки-ракушечники, мел).
Долговечность - способность материала длительное время сопротивляться атмосферным воздействиям, сохраняя при этом первоначальные свойства и внешний вид. Цветной мрамор или известняк начинают обнаруживать первые признаки разрушения через 25-75 лет после начала использования, белый мрамор - через 100-150 лет, а лучшие сорта мелкозернистого гранита - более чем через 500 лет, поэтому гранит называют "вечным" камнем.
Любой природный камень порист, но осадочные породы в большей степени, чем остальные. Пористый материал способен "дышать": сквозь него легко проходит пар. Это свойство можно использовать при оборудовании полов с внутренним подогревом. Но камень, обладающий такой особенностью, легко и загубить: его микропористая структура легко впитывает жидкости и окрашивает изделия (вспомним пример с мраморным столом). Наиболее пористыми являются пемзы, туфы, известняки-ракушечники, наименее - кварциты, граниты, диориты. С повышением пористости снижается прочность, упругость пород, они хуже полируются. Но одновременно облегчается обрабатываемость камня, уменьшается его вес.
Декоративность камня определяется его цветом, рисунком и структурой, а также фактурой лицевой поверхности. Наибольшую ценность имеют редкие породы: добываемый в очень малых количествах мрамор Rosso Verona или голубой (редкий для этого камня цвет!) гранит Azul Macaubas. Базальтовая лава и кварциты относятся к элитным породам, они стоят очень дорого, и поэтому используются редко. Натуральный камень хорошо уживается с любыми строительными материалами.
Мрамор
Это название родилось в Древней Греции (в переводе marmaros означает "блестящий камень"). В лучах света, проникающего вглубь камня, мрамор оживает - вокруг изделия из него появляется легкий светящийся ореол. Еще античные мастера заметили, что это уникальный материал для ваяния. Из мрамора теплого белого цвета создана Венера Милосская, построены Парфенон, храм Зевса Олимпийского и колонны храма Артемиды в Эфесе - одного из семи чудес света. Микеланджело боготворил белый мрамор и называл его "душой мироздания", "отблеском лика Божьего". Но мрамор - это не только белый цвет. Камень блестит и играет розовыми, желтыми, серыми, голубыми, зеленоватыми, красноватыми, коричневыми тонами, поражает глубиной черного, а также всевозможными их сочетаниями. В цветном мраморе обычно много прожилок (так называемых "каменных вен"), которые представляют собой трещины, заполненные природными примесями. На срезах мраморов Jura, Rosso Verona или Fossile Marrone внимательный глаз различит силуэты древних моллюсков, окаменевших водорослей, кораллов, ракушек. В зависимости от подобранных цветов, "каменный" интерьер может быть теплым или холодным, массивным или воздушным, роскошным или скромным, темным или светлым.
Породы группы мраморов прочны, достаточно износостойки, декоративны, хорошо обрабатываются и легко полируются. Их плотность колеблется от 2,3 до 2,6 т/м3, прочность на сжатие - от 30 до 153 МПа, твердость по шкале Мосса составляет 2,5-5, водопоглощение находится в пределах от 0,02% (Levadia) до 3,3% (Travertino). Наибольшей прочностью, износостойкостью и долговечностью обладают мелкозернистые разновидности камня, например мрамор Jura с размером зерна 0,1-0,25 мм.
Одно из самых известных и ценных месторождений мрамора находится в отрогах Апуанских Альп в Карраре. Сахаровидный каррарский камень пропускает свет на глубину 4 см, - такие показатели характерны лишь для самого высокосортного материала. В России месторождений мрамора очень мало: Коелга, Першинское, Кибик Кордон (Восточный Урал, Саяны), - и это почти все. Есть месторождения в Иркутской области, в Южной Якутии и на Кольском полуострове, но они разработаны слабо. Большие запасы мрамора имеются на территории Узбекистана. Мальгузарский белый мелкозернистый скульптурный мрамор, по оценкам многих специалистов, превосходит по своим свойствам даже каррарский камень.
Обработкой мрамора и производством готовых изделий из него (колонн, столешниц) занимаются компании "ГРАНУЛ", "ДЖУТ" (Ижевск), "МКК-ХОЛДИНГ", "НЭНСИ" (Санкт-Петербург). Как правило, фирмы работают не только с российским камнем (которого все же мало), но и с необработанным мрамором из Италии, Греции и Турции. Помимо этого, в Россию поставляют уже готовые плиты и изделия итальянской фирмы TECNO ART MARMI, турецкой TEKMAR и германской JUMA (мрамор и известняк).
Вариантов обработки поверхности мрамора не так много: полировка, шлифовка, бучардирование, искусственное состаривание ("антик"). Полировка подчеркивает естественную красоту камня. Бучардированные ступени отличаются специальными, весьма полезными противоскользящими полосами. "Антик" предпочитают любители старины и стилизации интерьеров под античность. Для производства столешниц, украшения стен и пола часто используют мозаику из камня. Набирается она как из полированных, так и из состаренных камней. Эффект состаренности достигается либо путем обкатки кубиков мозаики в специальном барабане, где они, подобно гальке, трутся друг о друга, приобретая скругленные формы, либо в результате обработки камня кислотой. Из соображений безопасности последний способ во многих странах запрещен.
Мрамор - мягкий, впитывающий материал. Он очень боится химических реагентов, в частности соляной кислоты. Мраморные поверхности (камин, стол, стены) следует оберегать от термического воздействия - чашечка горячего чая или кофе может оказаться роковой. Сделать из мрамора ступени или покрытие для пола можно, но постарайтесь исключить возможность попадания на поверхность абразивных частиц, например песка, - они исцарапают камень.
Очень важно выбрать правильный цементирующий материал для укладки мрамора. При использовании цементного раствора или клея для плитки через некоторое время на поверхности камня появляются неустранимые пятна - впитанные им солевые и красящие добавки. Поэтому рекомендуется применять специальные клеевые составы и штукатурки, скажем каменно-мраморные клеи МС 76 и Alemix 15 фирмы AKEMI (Германия).
Для удаления глубоких царапин и возрождения утраченного блеска мрамора потребуется его переполировка. А вот облегчить эксплуатацию мраморных изделий помогут средства для ухода за ними. Каменные пропитки, состав Fleckstop (LITHOFIN, Германия) и даже обыкновенный пчелиный воск защитят нежный камень от кислот, щелочей, масел; мастики типа Monocera (GENERAL) поддержат блеск полированных поверхностей и улучшат цвет шлифованного мрамора. Загрязненный камень обрабатывают специальными очищающими средствами Neutrex, Bactex, производимыми фирмой GENERAL. Также существуют удалители плесени и ржавчины (Rust Remover, AKEMI), мягкое мыло (Mild stone soap, AKEMI). На российском рынке распространены и средства для ухода за камнем фирмы BELLINZONI (Италия).
Стоимость мраморных плит (стандартной толщины 10 мм) колеблется от $ 30/м2 ("Коелга") до $ 120/м2 (Verde Nicolaus, один из самых дорогих мраморов, имеющий сине-зеленый тон). При увеличении толщины плиты (до 15, 20, а иногда и до 30 мм) ее стоимость может вырасти в несколько раз.
Фактуры лицевой поверхности обработанного камня
- "Скала" - грубая фактура с перепадом рельефа до 200 мм. Имитирует естественный скол камня с неоднородным рельефом. Выполняется только вручную.
- Бучардированная - точечная фактура со следами разрушения (выколками) от ударов твердосплавной бучардой. Перепад рельефа - до 5 мм.
- Пиленая - шероховатая плоскость с периодически расположенными продольными канавками глубиной до 5 мм.
- Термообработанная - шероховатая поверхность со следами шелушения в результате воздействия высокотемпературной газовой струей.
- Шлифованная - слегка неровная поверхность со следами обработки абразивным инструментом. Перепад рельефа - до 2 мм.
- Лощеная - гладкая матовая поверхность.
- Полированная - гладкая поверхность с зеркальным блеском, выявляющая природный цвет и рисунок материала.
Подбор цвета и фактуры поверхности не определен никакими нормами, выбор полностью зависит от желаний и вкуса заказчика. Грубоватые поверхности ("скала", бучардированная) чаще применяются во внешней отделке зданий. Для подоконников или столешниц лучше использовать полированный гранит. Отличить гранит от современных подражаний можно по рисунку: у искусственного камня он более однороден и не содержит случайных включений. Пластмассовые имитации (например, пластиковый подоконник под камень) легко царапаются. А в различного рода композитах на сколе поверхности просматриваются четкие границы между минералами.
Источник: instech.com.ua