Вторая жизнь машин и их деталей
С тех пор, как человек стал делать нужные вещи, ему пришлось научится их ремонтировать. В самом деле, неразумно выбрасывать топор только потому, что сломалось топорище, или избавляться от повозки, у которой отлетело колесо. Сегодня есть много методов восстановления изношенных изделий (механизмов, машин и т.д.). Тем не менее, ежегодно списывают десятки тысяч станков, тракторов, автомобилей, хотя у них лишь 15-20% деталей вышли из строя окончательно, 40-45% - пригодны для дальнейшей эксплуатации, а остальным можно дать "вторую жизнь".
Около 60% деталей восстанавливают методом наплавки. Сначала поверхностный слой расплавляют электрической дугой, газовым пламенем или лазерным лучом, затем его покрывают жидким металлом. Если деталь сильно изношена, ее устанавливают в литейную форму, сделанную по размерам годной детали в зазор заливают металл. Так обновляют, например, зубья экскаваторов.
При газотермическом напылении материал в виде порошка или проволоки подают в электрическую дугу, расплавляют и переносят на восстанавливаемую поверхность. В качестве покрытия используют алюминий, медь, сталь, различные эмали и пластмассы. Таким образом, восстанавливают детали, которые испытывают только небольшие нагрузки, поскольку напыленный металл сцепляется с поверхностью хуже, чем наплавленный. Однако напыление - хороший способ защиты металла от коррозии.
Чтобы обновить детали с небольшим износом, применяют гальванические покрытия. Когда нужно "залатать" лишь часть поверхности, металл просто перераспределяют. Например, сдавив (осадив) шестерню можно уменьшить ее толщину на доли миллиметра. Это не повлияет на работоспособность детали, зато увеличит размер зубьев.
Чтобы получить точные размеры восстанавливаемых поверхностей, их обычно дополнительно обрабатывают.
Существует и еще один способ продлить срок службы изделия: использовать его по иному назначению. Так, вовремя войны "отлетавшие" свой срок авиационные двигатели устанавливали на танки, где требования к двигателю менее строгие. Сейчас выработавшие летный ресурс реактивные двигатели "сдувают" со взлетных полос тающий в среде горячих газов снег и лед.